Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Описание педагогического опыта»

Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение  - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий  характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения, без достаточно высокого уровня которых, невозможно дальнейшее качественное образование младших школьников.

Актуальность  исследования обусловлена рядом противоречий: между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса  школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык.

Следовательно, технологичная разработка механизмов формирования навыков беглого осознанного чтения является важной для современной школы, так как способствует: повышению мотивации к изучению предметов; проявлению интереса к  собственной познавательной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:  определены условия для эффективного использования методических приёмов по формированию у младших школьников навыков беглого осознанного чтения; разработан контрольно-диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности учебных умений и навыков по чтению; создана  система оценки учащихся по чтению.

Противоречие между необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык, привело к поискам новых средств обучения, способствующих повышению качества образования.

Теоретическая база опыта. Проблема формирования навыка беглого осознанного чтения рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко,  Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, изучив взгляды учёных на эту проблему, мы пришли к пониманию необходимости разработки оптимальных методов и форм работы с учётом возможностей и психологических особенностей младших школьников, гарантирующих качество образования.

Идея изменений. Существует ряд причин, влияющих на низкий уровень развития навыков беглого осознанного чтения, а именно: природный темп деятельности, регрессия, отсутствие антиципации, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития оперативной памяти. Необходимо с первых дней ребёнка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их устранению.

Комплекс упражнений, разработанный автором, учитывает психолого-физиологическую природу чтения, активно влияет на основные параметры чтения (осмысление, темп). Большое значение для реализации ведущей идеи опыта имеет созданная Савченко Т.А. система, поскольку процесс обучения чтению может быть качественно улучшен только благодаря целенаправленному, систематическому влиянию на него.

Научная новизна исследования заключается: в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме; экспериментально выявить оптимальные условия реализации заявленной системы, способствующей повышению качества образования. В ходе исследования рассмотрены аспекты проблемы, сущность понятия «навык беглого осознанного чтения»; разработан комплекс тренировочных упражнений с 1 по 4 классы, позволяющий сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, сформировать чувство языка; разработаны методические требования к организации занятий с младшими школьниками по формированию навыков беглого осознанного чтения.

Однако выявлены и проблемы, являющиеся серьёзным сдерживающим фактором развития навыков беглого осознанного чтения: возникновение у педагога затруднений при введении новой технологии обучения, обусловленных сложившимися стереотипами профессиональной деятельности; недостаточные навыки диагностической деятельности педагога; возникновение трудностей в привлечении родителей с асоциальным поведением к обучению детей; затруднения в формировании навыков чтения у детей с речевыми дефектами.

Развитие навыков беглого осознанного чтения происходит в течение первых 4 лет обучения:

I  год обучения – формирование целостных синтетических приёмов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словоочетания и предложения;

II  год обучения  – увеличение беглости чтения, постепенное введение чтения «про себя».

IIIIV  год обучения – наращивание скорости чтения и обучение младших школьников рациональным приёмам чтения с помощью разработанного Савченко Т.А. комплекса упражнений, учитывающих психолого-физиологическую природу чтения, проводимого как обязательный этап каждого урока.

Реализация заявленных подходов позволяет обеспечить:  совершенствование процесса смысловой переработки текста; расширение фиксационного поля чтения; развитие антиципационного восприятия текста и предотвращения регрессий; развитие речевого аппарата при чтении вслух; формирование способов действия с текстом.

Такая комплексная работа помогает значительно интенсифицировать процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся, что сказывается на конечных результатах.  Разработанную систему формирования навыков беглого осознанного чтения можно считать эргономичной, так как она эффективна, безопасна для здоровья обучающихся, создаёт ситуацию успеха, способствуют развитию личности школьника.

Условия реализации изменений. С тем, чтобы успешно развивать навыки беглого осознанного чтения, необходимы следующие условия: мотивационные (способствующие устойчивому положительному побуждению учащихся к чтению); организационные (использование данного опыта систематически и в комплексе); научно-методические (обеспечение учителей, воспитателей, родителей, методическими знаниями по формированию данного навыка в системе).

Результат изменений. Мониторинг работы педагога по формированию у обучающихся навыков беглого осознанного чтения подтвердил положительную динамику и эффективность реализуемого опыта.

По сравнению с традиционной методикой дети значительно быстрее осваивают приём чтения целыми словами, увеличивается скорость чтения, наблюдается значительное продвижение в развитии как сильных, так и слабых учащихся, формируется активный интерес к процессу чтения, повышение психологической самостоятельности ребёнка, уровень организации внимания, увеличивается качество знаний, участие в мероприятиях и соревнованиях различного уровня.

            Показатели

2005-06 уч.год

2006-07 уч.год

2007-08 уч. год.

Общая успеваемость по  (в %)

100

100

100

Качество знаний по предмету (в %)

        математика

        русский язык

        литературное чтение

        окружающий мир

 

71

66

87

79

 

74

68

90

86

 

78

71

93

92

Участие в научно-практических конференциях,   конкурсах

 

 

Федеральные конкурсы: «Кенгуру»

«Русский медвежонок»

 

 

-

 

 

II, III место

II,III место

III место  в районе Дипломат Российского конкурса«Я исследователь»

II место

II место

II место в районе

 

 

I,II место

I,II место

 

 

Адресная направленность опыта. Опыт по формированию навыка беглого сознательного чтения приемлем для творчески работающих учителей, имеющих определённый опыт педагогической практики. Он может быть использован на различных уроках и на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности и работе в среднем звене с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки. Предложенная технология обучения детей может быть использована родителями для совершенствования навыков чтения. Оптимальность опыта состоит в том, что требует минимальных трудозатрат для подготовки со стороны учителя и учащихся.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. Опыт обсуждался на заседании школьного методического объединения, районного методического объединения учителей начальных классов, обобщён и рекомендован к распространению среди учителей, воспитателей. Данный педагогический опыт опубликован на Интернет сайте savchenko-ta. ucoz. ru.

Категория: Мои статьи | Добавил: savchenko-ta (03.03.2009)
Просмотров: 7973 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: