Каталог статей

Главная » Статьи » Методика преподавания

Дидактический материал по чтению
Упражнения для формирования беглого осознанного чтения.

Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:
гласные: А, 0, У, Ы, И, Э;
сочетания: А – У, А – 0, Ы – И, Э – А, И – 0;
согласные: Г – С – Ж, Ш – Ж – С;
согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ;
скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чте-нием.
«Фотоглаз»: за отведённое время ученик должен «сфотографировать»
столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.
Например:
урок город
перемена лес
школа дорога
книга красивый
ручка богатство
учитель автомобиль
обучение играть

Найди лишнее слово.
берёза нож
цветы вилка
ложка
осина тарелка
опушка блюдце
трава корова
портфель чашка
Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами. Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

Чтение «Спринт»
На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти от-веты на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы.
Цель упражнения: тренировка в скорочтении.
Также можно применять упражнения по совершенствованию техники чтения сис-темы И.Г. Пальченко.
Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положи-тельно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.
Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:
1 – раз – медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;
2 – раз – повторное прочтение без учителя;
3 – раз – плавное, слитное чтение слов;
4 – раз – чтение в темпе разговорной речи;
5,6,7 – раз – предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического уда-рения на каждом знаменательном слове;
8,9,10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
По методике профессора И.Т.Федоренко можно использовать зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.
На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.
По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.
Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.
Работа выполняется за 10 секунд.
У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до25 (2,3кл.). В работе с таблицами используется памятка:
1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение сразу двух- трёх следующих друг за другом чисел.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.

Также проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок начинать с пяти минут чтения.

Категория: Методика преподавания | Добавил: savchenko-ta (15.03.2009)
Просмотров: 2263 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: