Каталог статей

Главная » Статьи » Методика преподавания

Рекомендации для педагогов, воспитателей по развитию внимания у детей с ЗПР
Внимание — это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.
Прежде чем начинать самостоятельную практическую работу с детьми, педагоги, воспитатели должны внимательно изучить литературу, как общую, так и специальную, знать литературу, которую целесообразно посоветовать родителям.
1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Москва-Воронеж, 1995.
2. Баскакова И. Л. Внимание школьников-олигофренов: Учебное пособие. — М., 1989.
3. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.
4. Добрынин Н. Ф. Внимание и память. — М., 1958.
5. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М., 1995.
6. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.
7. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.
8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.— М., 1993.
9. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А., Слоненко Т. Б. Как развивать внимание. — Донецк, 1997.
10. Лурия А. Р. Психология внимания. — М., 1970.
11. Тушканова О. И. Развитие внимания. — Волгоград, 1995.
Литература для родителей
1. Осторожно, ловушка (развитие наблюдательности)/ Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.
2. Развитие внимания малыша / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.
3. Противоположности. — М., 1999. — (Серия Готовимся к школе»).
4. Забранная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М., 2000.
Описание заданий и рекомендаций к работе
(Приложение1)
Задание 1. «Расставь точки»
(Таблица 1.1)
Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из которых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы.
Вариант 2. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точки в положенные клеточки пустой таблицы. В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.
Задание 2. Модификация методики «Корректурные пробы»
(Таблицы 1.2.А, 1.2.Б, 1.2.В)
Ребенку предлагается таблица 1 .2.А с изображением знакомых ему предметов (методика С. Лиепинь).
Для детей дошкольного возраста или с выраженным умственным отставанием на первых этапах работы предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков). При этом на начальных этапах ребенку предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий с детьми увеличивается количество предлагаемых для работы строк, следовательно, и количество предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.
На следующем этапе работа с данной таблицей усложняется: ребенку предлагают зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. Тем самым формируется распределенность внимания в процессе деятельности.
Для предотвращения у ребенка пресыщения данным видом занятий мы рекомендуем менять внешнюю сторону деятельности (например, предлагать раскрасить один предмет в зеленый, а другой — в синий цвет; подчеркивать заданный предмет синим, а зачеркивать красным цветом и т. д.).
При проведении занятий с использованием заданий данного вида необходимо, как мы уже отмечали, соблюдать ряд условий. Во-первых, данная работа должна проводиться регулярно. Во-вторых, на первых этапах формирования внимания скорость работы не учитывается, но постепенно, по мере формирования необходимых качеств, темп самостоятельной деятельности ребенка должен наращиваться. Для этого можно вводить в подобные занятия элементы занимательности, игровые формы, использовать работу с секундомером и др.
Данные указания относятся к проведению работы с таблицами 1.2.Б (методика Пьерона-Рузера), 1.2.В (методика Бурдона) и др.
При работе с таблицей 1.2.В постепенное нарастание сложности заключается в характере предъявляемого ребенку для работы материала. Сначала предлагают таблички с крупно написанными и разделенными большими интервалами буквами (таблица 1.2.В), затем буквы пишутся более мелким шрифтом и расстояние между ними сокращается, затем может быть предложен стандартный бланк теста.
Задание 3. Модификация четодики «Таблицы Шульте»
(Таблицы 1.3.А, 1.3.Б)
Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые вразнобой представлены в таблице.
Вариант 1. Для детей, владеющих счетом в пределах 10, предлагается таблица 1.ЗА и допустимо одновременное называние и показывание цифр (указкой, пальцем). Таким образом, задание выполняется наглядно-действенным соотнесением.
Вариант 2. Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе зрительного нахождения последовательности цифр.
Для детей, владеющих счетом в пределах 25, может быть предложена таблица 1.3.Б. Принцип работы — тот же (на основе наглядно-действенного, а затем только зрительного соотнесения).
Данное задание способствует формированию таких качеств, как концентрация, объем, переключение внимания.
Задание 4. Модификация методики Рыбакова
(Таблица 1.4)
Рекомендуемые задания можно использовать в работе с детьми, владеющими счетом в пределах десяти.
Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 мячей разного размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребенка, ему предлагают посчитать все мячи одного размера (например, все большие или все маленькие). Счет построчный.
Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пересчитывать мячи каждого размера (например, один большой, один маленький, два больших, два маленьких, три больших, три маленьких,) шесть больших, четыре маленьких и т. д.).
При выполнении данного задания осуществляется формирование распределения внимания и способность к переключению, а также формируется кратковременная память.
Задание 5. «Найди различия»
(Таблица 1.5)
Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2 - З до 5 - б). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т.д.
Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.
Задание 6. «Найди сходства».
(Таблицы 1.6.А, 1.б.Б, 1.б.В)
Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырех точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.
В приложении задания даны по возрастанию сложности (Таблица 1 .6А «Груши», Таблица 1 .6.Б «Собачки», Таблица 1 .6.В «Вертолет»).
Задание направлено на формирование у ребенка умения находить сходные признаки в изображенных объектах. При его выполнении формируются не только основные качества внимания, но и наблюдательность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные операции, и в первую очередь анализ, синтез и сравнение.
Задание 7. «Дорисуй»
(Таблица 1.7)
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать.
Это задание направлено на формирование внимания, воображения, изобразительной деятельности.
Задание 8. Модификация методики «Лабиринты»
(Таблица 1.8)
Мы предлагаем использовать это задание на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль в данном случае — не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка советуем сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.
Задание 9. «Послушай и воспроизведи»
Задание проводится в игровой форме.
Вариант 1. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно левой, затем правой рукой.
Вариант 2. Ребенку предлагают воспроизводить заданные ритмичные удары одновременно двумя руками.
Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновременно подсчитывать удары палочкой по столу, которые воспроизводит взрослый.
При проведении указанных вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределенность), также кратковременная память.
Задание 10. Игра «Скажи наоборот»
(модификация методики В. М. Когана и Э. А. Коробковой)
Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «да», если неправильно — «Нет»).
Примерные фразы
«Платье одевает девочка» — «Да».
«Зубы чистят щеткой» - «Да».
«У волка три хвоста» «Нет» и т. д.
Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить:«Нет», а на неправильные «Да».
Примерные фразы
«На елке выросли яблоки» - «Да».
«Осенью опадают листья с деревьев» — «Нет».
«Перед летом бывает весна» — «Нет» и т. д.
Вариант 3. Для детей старшего школьного возраста предлагается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом, если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное движение головой.
Это игровое задание может использоваться только на завершающем этапе по формированию внимания, так как его выполнение требует максимальной концентрации, устойчивости и распределения внимания.
Задание 11. «Найди ошибки»
Вариант 1. Предлагается текст с пропущенными словами и текст-образец. Ребенок должен, пользуясь образцом, найти ошибки в заданном тексте.
Вариант 2. Ребенку предлагается проделать ту же работу с текстом, в котором пропущены предлоги, имена прилагательные, наречия, но при этом текст-образец не дается.
Вариант 3. Предлагается текст, в котором есть ошибочное написание отдельных слов, отсутствие синтаксических знаков. При работе с этим вариантом задания мы рекомендуем на начальных этапах работы не предлагать ребенку для исправления ошибки орфографического характера, предотвращая тем самым их закрепление. Постепенно, по мере усвоения программного учебного материала можно предлагать для коррекционно-развивающей работы и ошибочные написания, но обязательно учитывать степень владения ребенком изученного орфографического правила.
Примерный текст-образец
Вьюга (по В. Сухомлшiскому)
Утром Толя вышел из дому. На дворе выла вьюга, грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»
Тут он увидел Сашу, который стоял под деревом. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.
Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.
Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.
Предлагаемый ребенку текст (первый вариант):
Утром Толя ... из дому. На дворе выла..., грозно шумели Испугался ..., стал под тополем и думает: «... в школу. Страшно...»
Тут он увидел Сашу, который ... под деревом. Саша рядом. Он тоже собрался в ... и тоже…
Мальчики увидели ... друга. Им стало ... Они ... навстречу, взялись за ... и ... пошли в…
Вьюга выла, свистела, но она уже была не…
Текст для второго варианта работы:
Утром Толя вышел ... дому.... дворе выла вьюга,... шумели деревья. Испугался мальчик, стал ... тополем и думает: «Не пойду ... школу....»
Тут он увидел Сашу,... стоял ... деревом. Саша жил Он тоже собрался ... школу и тоже испугался.
Мальчики увидели друг друга. Им стало ... Они побежали ..., взялись ... руки и ... пошли . . .школу.
Вьюга выла, свистела, но она уже была не
Текст для третьего варианта работы:
Утрол Тола вышел из дому. На норе выла вьюга, громно шумели дел евья, Испугался мальчик, стал над тополем и думает: «Не пойду на школу. Радостно...»
Туг он увидел Сашу, который бежал под деревом, саша шил рядом. Он тоже собрался к школу и тоже испугался.
Мальчики увидел друг друга. Им стало печально. Они побежали навстречу, взялись за ноги и вместе пошли в школу.
Вьюга пела, свистела, но она уже была не старой.
Заключение.
Данное исследование было направлено на изучение особенностей внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР. С позиции неискушенного наблюдателя сети с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что ребенок чуть позже начал ходить, действовать с предметами. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного типа.
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности более низкий.
С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы. Поступающие в школу дети с ЗПР характеризуются рядом специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала знаний, умений и навыков. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Многие проблемы непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.
Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
В результате теоретического анализа были рассмотрены психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их внимания и причины нарушения: недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения, которые зависят от формы ЗПР, степени тяжести, специфических особенностей нарушений высщих корковых функций.
Так же проводилось собственное практическое исследование первичных свойств внимания: объема, устойчивости, концентрации, распределения.
Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Оно развивается вместе с развитием мотивов учения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. Это подтверждают данные психолого-педагогической диагностики.
Интенсивное развитие умственной работоспособности является отличительной особенностью здоровых младших школьников.
Нарушения работоспособности достаточно часто встречаются в детском возрасте в форме астенического синдрома.
Астения – это одна из распространенных и вместе с тем наименее специфичная форма реагирования центральной нервной системы на самые разнообразные внешние и внутренние вредности.
Одна из причин нарушенного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР – влияние имеющихся у ребенка астенических явлений..
Анализ литературных источников и собственные экспериментальные исследования позволили выявить ряд причин, которые влияют на показатели внимания младших школьников с ЗПР.
Исследования внимания детей с ЗПР показали, что у них в сравнении со здоровыми детьми низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В процессе экспериментальных задания наблюдались случаи колебания внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость. Выраженное отставание младших школьников с ЗПР от нормально развивающихся сверстников наблюдается в несформированности механизма произвольности, низком уровне устойчивости внимания, узком объеме.
По данным работы можно сделать следующие выводы:
1. Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности.
2. Существует ряд причин, влияющих на уровень развития внимания. Учителю необходимо с первых же дней ребенка в школе выявлять эти причины и проводить индивидуальную работу по их устранению, консультироваться с психологом.
3. Для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
4. Общая картина психолого-педагогического исследования необходима психологу, учителю для выявления уровня и отслеживания динамики развития внимания.
Даже такие индивидуально-психологические характеристики, как память и внимание, которые на первый взгляд в наибольшей степени связаны с природными возможностями человека, могут изменяться под влиянием определенных условий обучения. Но осознание ребенком полностью будет идти успешно лишь под чутким руководством педагога, путем упражнений и поощрения ребенка за выполнение задания.


Категория: Методика преподавания | Добавил: savchenko-ta (20.01.2009)
Просмотров: 9238 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: