Каталог статей

Главная » Статьи » Методика преподавания

Программа коррекционно-развивающей работы по развитию внимания младших школьников с задержкой психического развития в процессе формирования
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Коррекционная программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• ориентацию в пространстве тела;
• ориентировку в пространстве «от себя»;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на самоконтроль в процессе планирования деятельности;
• на развитие произвольности;
• на развитие свойств внимания.
Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.
При организации коррекционной работы мы опирались на следующие принципы коррекции:
• принцип коррекции сверху вниз, учёт зоны ближайшего развития.
В нашей программе он проявляется в том, что мы используем разноуровневые задания, предусматривающие оказание дозированной помощи со стороны взрослого, изменение количества заданий, игр на конкретном занятии, исходя из динамики работы детей;
• принцип коррекции снизу вверх.
В нашей программе это нашло отражение в наличии упражнений, заданий, нацеленных на тренировку уже имеющихся психических способностей;
• принцип системности развития психической деятельности.
Он отражен в наличии системы коррекционно-профилактических и развивающих заданий, профилактики отклонений в поведении через развитие произвольной регуляции;
• деятельностный принцип коррекции.
Особое внимание на занятиях уделяли продуктивным видам деятельности, которые имеют широкий спектр развития возможностей: речь, моторика. Учитывалась также деятельность личностно-значимая для детей, в частности игровая, способствующая формированию учебной деятельности;
• принцип нормативности.
При формировании целей коррекционной работы, мы учитывали следующие характеристики:
• особенности социальной ситуации развития детей;
• уровень сформированности психических новообразований;
• уровень развития деятельности.
Также мы ориентировались на индивидуальную норму развития, которая позволяла оптимизировать развитие конкретных детей с учетом их индивидуальности (темп, личные особенности).
Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объёма.
Предмет психокоррекции: свойства внимания.
Объект психокоррекции: внимание младших школьников с ЗПР.
Объём программы рассчитан на 8 часов. Всего 20 занятий при частоте встреч – пять раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 30 минут.
Задачи программы:
– развитие сенсорного внимания;
– развитие слухового внимания;
– развитие моторно-двигательного внимания;
– повышение познавательного интереса.
Форма работы: индивидуально-групповая.
2. Структура коррекционно-развивающей программы
Занятие №1
№1. Игра «Ручеек».
Цель: психогимнастика.
Время: 3 мин.
№2. Игра «Бабочки».
Цель: ощутить своё тело (степень его свободы) и возникающие эмоции.
Время: 5 мин.
№3. Задание «Найди два одинаковых предмета».
Цель: развитие сенсорного внимания, объёма внимания.
Оборудование: карточка каждому ребёнку.
Время: 3 мин.
№4. Мышонок.
Цель: развитие пространственных представлений; развитие координации движений.
Время: 5 мин.
№5. Выкладывание из мозаики по образцу.
Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки.
Оборудование: мозаика каждому ребёнку.
Время: 4 мин.
Всего 20 мин.
Занятие №2
№1. Игра «Дружба начинается с улыбки».
Цель: снижение эмоционального напряжения.
Время: 3 мин.
№2. Игра «Слушай звуки».
Цель: развитие активного внимания.
Оборудование: музыкальный инструмент или аудиозапись.
Время: 3 мин.
№3. Конструирование «Грузовая машина».
Цель: формирование у детей умения использовать в ходе принятия задания поэтапную предметную модель.
Оборудование: спичечные коробки, цветная бумага, клей.
Время: 5 мин.
№4. Игра «Кто летает?».
Цель: развитие моторно-двигательного внимания.
Время: 4 мин.
№5. У дяди Абрама.
Цель: закрепление представлений о правой и левой стороне собственного тела, развитие внимания.
Время: 5 мин.
Всего 20 мин.
Занятие №3
№1. Игра «Ручеек».
Цель: психогимнастика.
Время: 3 мин.
№2. Задание «Найди 5 отличий».
Цель: развитие произвольного внимания и переключения внимания.
Оборудование: карточка каждому ребёнку.
Время: 5 мин.
№3. Игра «По новым местам».
Цель: развитие моторно-двигательного внимания.
Оборудование: мел.
Время: 5 мин.
№4. Игра «Найди свой дом».
Цель: составление геометрических фигур из данных.
Оборудование: геометрические фигуры.
Время: 7 мин.
№5. Игра «Узнай по голосу».
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: платок.
Время: 5 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №4
№1. Игра «Путаница».
Цель: психогимнастика.
Время: 3 мин.
№2. Буги-вуги.
Цель: развитие координации движений, внимания, развитие скоординированного функционирования действий и речи.
Время: 5 мин.
№3. Зеркало.
Цель: развитие внимания, чувства эмпатии.
Оборудование: зеркало.
Время: 3 мин.
№4. Найди два одинаковых предмета.
Цель: развитие сенсорного внимания, объёма.
Оборудование: карточка.
Время: 4 мин.
№5. Ручной труд «Сова».
Цель: формирование действий самоконтроля.
Оборудование: пластилин, цветная бумага.
Время: 5 мин.
Всего 20 мин.
Занятие №5
№1. Игра «Ручеек».
Цель: психогимнастика.
Время: 3 мин.
№2. Выкладывание из палочек по образцу.
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики.
Оборудование: образец и палочки.
Время: 5 мин.
№3. «Что вверху – что внизу».
Цель: познакомить детей с вертикальной организацией тела.
Время: 5 мин.
№4. Колокол.
Цель: дифференциация правой и левой стороны тела.
Время: 3 мин.
№5. Задание «Найди 5 отличий».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: карточка каждому ребёнку.
Время: 4 мин.
Всего 20 мин.
Занятие №6
№1.Упражнение «Смотри на руки».
Цель: развитие активного внимания.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Время: 3 мин.
№2. Игра «Пожалуйста».
Цель: уточнить схему собственного тела, указать местоположение предметов в пространстве относительно себя.
Время: 5 мин.
№3. Игра «Будь внимателен».
Цель: стимулировать внимание, развивать скорость реакции.
Оборудование: магнитофон.
Время: 5 мин.
№4. Карандаш между пальцами.
Цель: развитие навыков быстрого реагирования, внимания, тонкой моторики, цветового гнозиса.
Оборудование: цветные карандаши.
Время: 7 мин.
№5. Задание «Найди все отличия».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: карточки каждому ребёнку.
Время: 5 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №7
№1. Игра «Ручеек».
Цель: психогимнастика.
Время: 3 мин.
№2. Выкладывание из палочек по образцу.
Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.
Оборудование: образец и палочки.
Время: 5 мин.
№3. «Моя левая рука, моя правая рука…».
Цель: находить у себя правые и левые части тела.
Время: 5 мин.
№4. Аппликация «Дед Мороз».
Цель: формирование самоконтроля в процессе планирования изображения.
Оборудование: цветной картон, трафареты.
Время: 7 мин.
№5. Игра «Четыре стихии».
Цель: развитие внимания, координации слухового анализатора.
Время: 5 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №8
№1. Игра «Передай клубочек».
Цель: снять скованность, напряжение в общении.
Оборудование: клубочек.
Время: 3 мин.
№2. Лепка «Лиса идёт».
Цель: формирование действий самоконтроля в ходе выполнения задания.
Оборудование: пластилин, графический план-схема.
Время: 10 мин.
№3. «Найди пару».
Цель: помочь ребёнку понять симметричность тела.
Время: 5 мин.
№4. Упражнение «Исключение лишнего».
Цель: развитие мышления и объёма внимания.
Время: 5 мин.
№5. Игра «Совушка– сова».
Цель: формирование внимания, воспитание выдержки.
Время: 2 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №9
№1. Упражнение «Смотри на руки».
Цель: развитие активного внимания.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Время: 3 мин.
№2. Выкладывание из мозаики по образцу.
Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки.
Оборудование: мозаика.
Время: 5 мин.
№3. «Встань так, как я скажу».
Цель: научить ребёнка находить местоположение других детей по отношению к себе (спереди – сзади).
Время: 10 мин.
№4. Игра «Слушай звуки».
Цель: развитие активного внимания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Время: 5 мин.
№5. Задание «Найди пять отличий».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: карточки.
Время: 2 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №10
№1. Игра «Мальчик (девочка) – наоборот».
Цель: развивать произвольный контроль за своими действиями.
Время: 5 мин.
№2. Задание «Найди два одинаковых предмета».
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: карточки каждому ребёнку.
Время: 3 мин.
№3. «Угадай, что загадали».
Цель: сформировать умение правильно организовать предметы в пространстве на основе отождествления себя с центром.
Время: 7 мин.
№4. Занятие по рисованию: «Дома на нашей улице».
Цель: формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения рисунка на основе вербальной инструкции.
Время: 10 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №11
№1. Упражнение «Слушай команду!».
Цель: развитие активного внимания.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Время: 3 мин.
№2. «Что меня окружает?».
Цель: помочь ребёнку осознать своё положение среди предметов учебной комнаты.
Время: 7 мин.
№3. Игра «Испорченный телефон».
Цель: развитие слухового внимания.
Время: 5 мин.
№4. Нанизывание бусинок по образцу.
Цель: развитие концентрации и объёма внимания.
Оборудование: образец, бусинки.
Время: 5 мин.
№5. Игра «Воробьи и вороны».
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.
Время: 5 мин.
Всего 25 мин
Занятие №12
№1. Игра «Ручеек».
Цель: психогимнастика.
Время: 3 мин.
№2. «Смешанный лес».
Цель: развитие наблюдательности, распределения внимания.
Оборудование: карточки.
Время: 3 мин.
№3. Занятие по рисованию «Птичье новоселье».
Цель: учить детей оценивать качество изображения, исходя из способов его выполнения.
Оборудование: краски.
Время: 10 мин.
№4. Срисовывание по клеточкам.
Цель: развитие концентрации, объёма внимания, мелкой моторики руки.
Время: 4 мин.
№5. «Что изменилось?».
Цель: запомнить пространственные отношения между предметами, увидеть разницу.
Время: 5 мин.
Всего 25 мин
Занятие №13
№1. Упражнение «Ожерелье».
Цель: снять психо-эмоциональное напряжение.
Время: 3 мин.
№2. Выкладывание из палочек по образцу.
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки.
Оборудование: образец и палочки.
Время: 5 мин.
№3. «Караси и щука».
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, удерживать в памяти задание.
Время: 5 мин.
№4. Задание «Кто забил гол?».
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: карточки каждому ребёнку.
Время: 5 мин.
№5. Игра «Справа, справа от меня есть одно местечко».
Цель: формирование понятий «справа – слева», «спереди – сзади».
Время: 5 мин.
№6. Игра «Испорченный телефон».
Цель: развитие слухового внимания.
Время: 2 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №14
№1. Упражнение «Слушай команду».
Цель: развитие активного внимания.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Время: 3 мин.
№2. Игра «Море волнуется».
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.
Время: 5 мин.
№3. Упражнение «Витрина магазина».
Цель: развитие объёма внимания и наблюдательности.
Оборудование: карточки.
Время: 2 мин.
№4. Игра «Зайцы и волк».
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами при быстром темпе движения.
Время: 5 мин.
№5. Задание «Найди парные носочки».
Цель: развитие распределения и объёма внимания.
Оборудование: карточки.
Время: 3 мин.
№6. Поменяйтесь местами те, кто…
Цель: развитие внимания, повышение скорости реакции.
Время: 7 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №15
№1. Игра «Слушай звуки».
Цель: развитие активного внимания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Время: 3 мин.
№2. Упражнение «Кого испугался охотник?».
Цель: развитие объёма и устойчивости внимания.
Оборудование: карточки.
Время: 2 мин.
№3. Игра «Лицо».
Цель: развитие внимания и его свойств: концентрации и объёма.
Время: 3 мин.
№4. Игра «По новым местам».
Цель: развитие моторно-двигательного внимания.
Время: 5 мин.
№5. «Игрушка сломалась».
Цель: научить ребёнка ориентироваться в частях одной игрушки.
Время: 7 мин.
№6. Игра «Зеваки».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бубен, магнитофон.
Время: 5 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №16
№1. «Ручеёк радости».
Цель: психогимнастика.
Время: 3 мин.
№2. Задание «Корова Маня и её хозяйка».
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: карточки.
Время: 3 мин.
№3. Игра «Кто летает?».
Цель: формирование внимания.
Время: 5 мин.
№4. Игра «Найди игрушку».
Цель: развитие устойчивости и объёма внимания.
Оборудование: игрушки.
Время: 5 мин.
№5. «Ты мне – я тебе».
Цель: актуализировать в памяти детей предлоги и наречия, относящиеся е пространственной ориентировке.
Время: 4 мин.
№6. Срисовывание по клеткам.
Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки.
Время: 5 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №17
№1. Упражнение «Танец огня».
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.
Время: 3 мин.
№2. Лепка «Домик для куклы».
Цель: Формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения задания.
Оборудование: пластилин.
Время: 10 мин.
№3. Задание «Найди двух одинаковых животных».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: карточки.
Время: 2 мин.
№4. Игра «Пляшущие человечки».
Цель: развитие внимания основных свойств этого процесса.
Оборудование: цветные карандаши.
Время: 10 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №18
№1. Игра «Дискотека кузнечиков».
Цель: психогимнастика.
Время: 3 мин.
№2. Задание «Что где лежит?».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: карточки.
Время: 3 мин.
№3. Игра «Танграм».
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах.
Оборудование: образец и детали в натуральную величину.
Время: 7 мин.
№4. «Кукла Маша мебель купила».
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве на основе плана.
Оборудование: макет комнаты.
Время: 7 мин.
№5. Игра «Разведчики».
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Время: 5 мин.
Всего 25 мин.
Занятие №19
№1. «Солнышко».
Цель: психогимнастика.
Время: 3 мин.
№2. Задание «Найди дорожку».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: карточки.
Время: 2 мин.
№3. Игра «Больше, длиннее и короче».
Цель: формирование умения отделять форму понятия от содержания.
Время: 3 мин.
№4. «Геометрические фигуры».
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве листа, вспомнить названия геометрических фигур.
Время: 5 мин.
№5. Задание «Найди тень».
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: лист каждому ребёнку.
Время: 2 мин.
№6. Игра «Говори наоборот».
Цель: развивать внимание, связную речь.
Время: 5 мин.
№7. Игра «Что ты видишь на картине?».
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля.
Оборудование: картинки.
Время: 10 мин.
Всего 30 мин.
Занятие №20
№1. Игра «Чунга- чанга ».
Цель: снятие психо-эмоциального напряжения.
Время: 3 мин.
№2. Задание «Нарисуй круг и треугольник».
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: два острых карандаша каждому ребёнку.
Время: 2 мин.
№3. Игра «Съедобное–несъедобное».
Цель: формирование внимания.
Оборудование: мяч, мел.
Время: 7 мин.
№4. Задание «Быстрее нарисуй».
Цель: развитие умения переключать внимание.
Оборудование: лист каждому ребёнку.
Время: 3 мин.
№5. «Столовые приборы».
Цель: развитие мелкой моторики и умения соотносить понятия «справа – слева» относительно одного предмета.
Время: 5 мин.
№6. Игра «Кто знает, пусть дольше считает».
Цель: Развитие слухового внимания, развитие мышления, закрепление умения считать.
Оборудование: мяч.
Время: 10 мин.
Всего 30 мин.
Таким образом, программа коррекционно-развивающей работы по развитию внимания младших школьников с ЗПР в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции строится с учётом общих закономерностей психического развития ребёнка, современных принципов коррекционно-развивающей работы. В целом, решаемые с помощью программы задачи в рамках основной цели – развития внимания младших школьников с ЗПР в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции – будут способствовать:
• овладению ребёнком в процессе обучения собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, регулятивным, операционным);
• формированию действий самоконтроля;
• развитию пространственной ориентировки;
• развитию познавательных процессов;
• расширению словарного запаса, систематизации своих представлений о пространственных категориях речи.


Категория: Методика преподавания | Добавил: savchenko-ta (20.01.2009)
Просмотров: 22437 | Комментарии: 35 | Рейтинг: 4.5/11 |
Всего комментариев: 6
6 eddieca60  
0
New project
http://autocar.telrock.org/?post-kallie
nathan brooks gay porn free streaming anal classic porn free lesbiabn porn porn family kids mobile anal porn videos

5 Ирина  
0
Возможно ли скачать данную программу для собственного использования?

4 Ирина  
0
Спасибо огромное дефектологам за помощь в работе!

3 Настя  
0
Большое спасибо за программу

2 димон  
0
класссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс сссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс

1 Dinara8710  
0
скажите пожайлуста а где была и кем составле на и апробирована данная программа?

Имя *:
Email *:
Код *: