Каталог статей

Главная » Статьи » Методика преподавания

Использование ЦОР на уроках литературного чтения

Цель современной школы  – подготовка  детей к успешной жизни в обществе, а современная жизнь немыслима без компьютерной технологии. Уже давно отгремели споры о целесообразности введения компьютера в систему обучения и воспитания, и компьютер из «смертельного врага» превратился в друга и помощника современного ученика и учителя. Главное – грамотное использование уникальных возможностей, предоставляемых нам информационно-коммуникационными технологиями. Благодаря, в том числе, и государственной программе информатизации, компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов – очевидно, что современный мультимедийный компьютер – эффективное средство для организации учебно-воспитательной работы.?>?>?>?>

Как известно, к цифровым ресурсам относятся:

-   диски учебного назначения;

-   ресурсы Интернет;

-   самостоятельно созданные учителем материалы (презентация, фильмы, тестовые оболочки и т.п.).

При организации работы с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) следует руководствоваться следующими замечаниями.

Современный мультимедийный компьютер представляет собой комплексное техническое средство, значительно расширяющее возможности учебно-воспитательного процесса. В «компьютерное» мероприятие можно включить как текстовый материал (причём, как в «буквенной, так и в звуковой, т.е. «речевой» форме); аудио эффекты (музыка, фонодокументы и т.д.); видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео) и др. Практически неограниченный комплекс медиаобъектов позволяет добиться разнообразия форм подачи материала. Это, в свою очередь, даёт возможность, «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание участников мероприятия на его идее, избегая опасности их перенапряжения. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания (суть её в том, что память о событии будет тем прочнее, чем больше сенсорных раздражителей ассоциируется с ним у человека).

Естественно, в этих условиях как никогда важна роль психолого-педагогического анализа построения мероприятия, рациональное распределение информационного материала по категориям сенсорного воздействия на участника мероприятия.

Другая важная особенность учебно-воспитательного мероприятия с применением компьютера – его интерактивность, т.е. возможность диалога, обратной связи. Традиционно до сих пор такая возможность существовала лишь в случае непосредственного контакта учителя и ученика, либо учителя и родителей. Компьютер – единственное средство, полноправно включающееся в этот процесс. Компьютер имеет возможность осуществлять обратную связь, как с учителем, так и с учеником или родителем, являясь не просто партнером по «контакту», но и неисчерпаемым источником различной информации, поток поступления которой, к тому же, можно легко регулировать.

Использование мультимедийной презентации в Microsoft  Power Point поможет мне наглядно демонстрировать дополнительный материал к моему сообщению.

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

Компьютер может оказать большую помощь в организации деятельности учителя на различных этапах урока.

На уроках литературного чтения мы много работаем с малыми жанрами русского фольклора (русские народные пословицы, поговорки, скороговорки, потешки).

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, активно приобщают человека к богатствам народного языка. Недаром говорится: старинная пословица не мимо молвится.

Упражнения.

 1)   Слайд №1.

       «Собери пословицу»:

а) щелчок мышки у правой части пословицы, если верно, она соединятся с левой частью. В данном задании компьютер выступает как контролёр, задание вызывает интерес, так как используются эффекты программы.

Слайд №2.

б) идёт усложнение работы – возможна дифференциация пословицы, встречающиеся реже; дети включают умение видеть рифму, смысловую догадку. Щелчок мыши – переходят в документ Word и тренируется, соединяя стрелками части пословиц, закрывают и через презентацию проверяют себя.

   2)  Слайд №2.

      «Найти соотношение между пословицей и её темой»

                Щелчок мышки – работают самостоятельно в программе   Excel, затем   через 

                презентацию проверяют себя. Можно находить соотношение между строками     

                из стихотворений и автором, фразеологизмами и их значением.

         3)    Слайд №3.

       «Игры со звуками и буквами».

        Игры со звуками и буквами развивают артикуляционный аппарат, повышают     

                познавательную активность, обеспечивают интерес к процессу чтения.

                Допиши букву  к   слову, занимательные модели, постепенное   наращивание   

                слова – можно данные виды упражнений использовать в работе.

                Форма работы: индивидуальная, групповая, в парах.

                Слайд №4.

                Сколько раз встречается звук [ы].

                Легко, попробуй сам.

                Можно использовать: в стихах, скороговорках. Мышкой указываем на цифру    

                 и компьютер выдает ответ: верно или нет.

          4)    Слайды  № 5,6,7,8.

         «Упражнения на смысловую догадку».

 Развиваем ум, творческую активность детей.

 Учитель наглядно видит, сколько ошибок допустил при выполнении задания.

 Чтобы  найти  нужную   информацию,  дети используют   Интернет-ресурсы,  

 либо обращаются к словарю Даля (работа с дополнительными источниками  

 информации).

 Мышкой указываем на трехбуквенный слог, если неверно – слог кончается, 

 если верно, спускается в слово и появляются картинки.

Для снятия зрительного напряжения, психологической нагрузки полезны минутки релаксации. Очень любят их ребята. Помогает в этой работе диджей.

 

«Упражнения мозговой гимнастики».

Слайд №9.

«Шапка для размышлений».

«Надеть шапку», мягко завернуть уши от верхушки до мочки.

«Качание головой». Глубоко дышим, расправили плечи, уронили голову вперед Медленно голова качается из стороны в сторону.

Релаксация.

 Слайд №10.                                                                                                          

На экране компьютера слайд с изображением ручья. Закройте глазки и представьте, что вы звонкий лесной ручеек, который бежит и несёт радостную весть.

                                                                                                    

Дыхательная гимнастика.

Слайд №11.

На лугу: вас окружают эти прекрасные цветы, почувствуйте аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох и выдохните ртом.

Работа с артикуляционным аппаратом.

Слайд №12.

А сейчас вы маленькие медвежата и просите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы – медведицы кушать:

«Мам, мёду б нам,

Мам, молока б нам».

Слайд №13.

Представьте, что вы столетний раскидистый дуб, которого трудно чем-то удивить, слишком много он видел на своем веку (почувствуйте силу, уверенность).

Слайд №14.

Посмотрите на пламя свечи, не думайте ни о чем. Вы спокойны, добры, приветливы, ласковы, вы здоровы – а это главное. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните повседневную суету, обиду и злость, беспокойство – забудьте о них. Вдохните в себя тепло огня, которое согревает вас, радость жизни. Вы самые красивые, любимые, счастливые.

А теперь задуем свечи! Молодцы!

Таким образом использование ЦОР в деятельности учителя начальной школы сделает его работу более интересной, разнообразной и эффективной
Категория: Методика преподавания | Добавил: savchenko-ta (03.03.2009)
Просмотров: 2127 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: