Каталог статей
Главная » Статьи » Разработки уроков |
Внеклассное мероприятие по литературному чтению
Внеклассное мероприятие по литературному чтению по теме «Урок-путешествие в Книгоград» (по произведениям Н.Н. Носова) Цель: – прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками. – в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширить читательский кругозор учащихся. – содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора. Оборудование: выставка книг Н. Носова, портрет писателя, магнитофон и кассета, телевизор, DVD, фрагменты из мультфильмов, плакаты с высказываниями, костюмы, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, поделок, творческих работ: кроссвордов, книжек-малышек, мини-сочинений, раздаточный материал для конкурсов, рассказы Н.Н. Носова. Предварительная подготовка. Ученики готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали полюбившихся героев рассказов, на уроках технологии изготовили поделки, аппликации по произведениям Н.Н. Носова, писали мини-сочинения: «Чем мне симпатичны герои произведений Н. Носова», по желанию составляли свои кроссворды и загадки, готовили костюмы. Разучивание стихов, сценок держалось в тайне. Жюри: библиотекарь, родители. Оформление доски: «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет». «Всем хорошим во мне я обязан книгам». М. Горький «Книга твой друг, без неё как без рук». «Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде». «Одна книга тысячу людей учит». «Все герои Николая Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру» С.В. Михалков Ход внеклассного мероприятия: Вступление. Слово учителя: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому «Великому чуду» на свете. Что же это за чудо? Послушайте и скажите: Ты беседуй чаще с ней – Будешь вчетверо умней. (Книга) – Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся? Мы отправляемся в Книгоград. (Открывается название на доске. Выходят ученики и читают стихи). 1 ученик: Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы б не знали ничего. 2 ученик: Книга нам про все расскажет, Книга нам про всё покажет. Почему садится солнце, Где прибой о берег бьется. Где тепло, а где мороз Листья все смахнул с берез. Если книгу прочитаешь, Много интересного узнаешь. 3 ученик: В одиночестве, в покое Дремлют книжные герои На страницах книг своих. Пробудите к жизни их! Что им маяться от скуки? Все герои любят труд! Вам, друзья, и карты в руки. Пусть герои оживут. 4 ученик: Давайте знакомые книги откроем, И снова пройдем от страницы к странице. Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, узнать, подружиться. 5 ученик: Мы веселые ребята, не умеем мы скучать. И собрались мы сегодня книгу новую создать. Учитель: Ребята, обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно. Книги Н. Носова. (Учитель открывает портрет). Какие произведения Н.Н. Носова вы читали? Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал Н. Носов? 1. Ученик рассказывает о жизни и творчестве Н.Н. Носова. Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили. 2. Деление на команды и выполнение заданий. Учитель: Путешествовать будем группами. Определим 2 команды игроков и команду болельщиков. А сейчас активно отвечайте на «Спринт-вопросы» и занимайте места за столиками. 1. Назовите имя и отчество Носова. (Николай Николаевич) 2. Где и когда родился Носов? (В Киеве, в 1908 году) 3. Кто испугался волка под кроватью? Назовите имя героя и рассказ. (Валя, «Затейники») 4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (Картофелем) 5. Её заваривают, затевая неприятности… Хлопотливое дело, а потом распутывают это дело… Её просит дырявая обувь… (Каша) 6. В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка») 7. Кто уронил в колодец чайник и ведро? Назови рассказ и имя героя. (Мишка, «Мишкина каша) 8. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазеры») 9. В какой сказке Н.Носов рассказал нам о человечках-коротышках? (Приключения Незнайки и его друзей») 10. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы) 11. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? 12. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»? (Бобка) 13. Что мастерили Винтик и Шпунтик? (Пылесос) 14. Как называется рассказ, где мальчики разобрали телефон и звонок? Телефон») 15. Кто сочинял из коротышек стихи? (Цветик) 16. Самый знаменитый житель Цветочного города? (Незнайка) (Ученики разделились на команды по 8 человек: «Знатоки», «Веселая семейка» и болельщиков.) Входит Незнайка и говорит: Почему-то обо мне знают все на свете. Знают даже на Луне взрослые и дети. Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно, Что другим не по плечу, мне давно известно. – Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается. Учитель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся, смотри и учись, а ребята тебе помогут. Если участники команд затрудняются ответить, помогают болельщики и получают жетоны. 1 конкурс: «Бюро находок». Определите, из каких произведений Н.Носова потерялись предметы. (Учитель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон). Шляпа – «Живая шляпа» Нитки, иголки, ткань – «Заплатка» Отвертка, винтики – сказка «Приключения Незнайки и его друзей» «Винтик и Шпунтик» Лопата, песок – «На горке» Телефон – «Телефон» Учебник математики – «Федина задача» 2 конкурс: «Стоп-кадр» (Показ фрагментов на мультимедийке) Назовите произведение и его героев. 1) – Дедушка, дедушка! – Ну, что ещё… «Огурцы» (Мальчиков звали - Павлик и Котька) 2) «Телефон» (Мишка, автор) 3) «Затейники» (Валя) 4) «Замазка» (Костик и Шурик) (Команды получают жетоны). 3 конкурс: «Театральные подмостки» Проверим артистические способности. Подготовить чтение эпизода по ролям: первой команде из рассказа «Фантазеры», другой – «Мишкина каша». Дети готовятся. Игра с болельщиками: «Розыск». Внимание, болельщики. Объявляется розыск, в «розыске» находятся герои произведений. (На доску вывешиваются карточки, как в игре «Поле чудес»). – С кем первым из малышей подружился Незнайка? В слове 8 букв. Кнопочка – Как называется рыба, которую зажарил Мишка на сковороде? В слове 7 букв. пескарь – Как зовут коротышку из Цветочного города, который придумал воздушный шар. В слове 6 букв. Знайка (Ученики получают жетоны). А сейчас рубрика «Это интересно». (Выходит Знайка). Знайка: А знаете ли вы, что существуют книжки-малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мм на 94 мм. Есть «миниатюрные книги», длина страницы – не превышает 2-3 см. (показывает.) Есть книги-великаны. В Самарканде это книга «Великий Коран». Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост. Книга-скрипка, один из её экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеки. Чтение по ролям: «Фантазеры» - 1 команда; «Мишкина каша» - 2 команда. Жюри подводит итоги. Исполнение песни «Про кузнечика». Учитель: Про кого сочинил знаменитый Цветик песенку? Давайте все вместе её споем. Физкультминутка. (Все дети встают, поют и выполняют танцевательные движения). Сценка. «Как Незнайка стихи сочинял». (Участвуют болельщики). Незнайка: Я тоже умею сочинять стихи, послушайте. (Ничего не выходит, нет рифмы). Учитель: Послушай, Незнайка, как ученики сочиняют стихи. Ученица 3 Б класса Казакбаева Зарина читает свое стихотворение. Осень. Осень, осень золотая! Ты пришла к нам молодая! Мы тебе, конечно, рады, Но, признаться, чести ради, Мы хотим ещё тепла. Мы желаем все купаться, Загорать и кувыркаться, Бегать, в мячики играть И на солнышке лежать. Вот и дождик начал капать. Осень тихо стала плакать. Мы спешим скорей домой. Грусть, и ты беги долой. 4 конкурс: «Объяснялки». Учитель: Соотнесите пословицы и рассказы Н.Носова. Листы с заданием раздаются каждой команде. Берись дружно, не будет грузно. «На горке» У страха глаза велики. «Затейники» «Живая шляпа» Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. «Огурцы» Семь раз отмерь, один раз отрежь. «Мишкина каша» Терпенье дает уменье. «Заплатка» Команды работают. Игра с болельщиками (во время конкурса «Объяснялки»). Кем были по профессии коротышки? (На доске листы с заданием). Пилюлькин врач Тюбик художник Цветик поэт Гусля музыкант Винтик и Шпунтик механики-изобретатели Знайка ученый. Проверка задания «Объяснялки». Жюри подводит итоги. Учитель: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н. Носова? – Почему вам нравится читать произведения Носова? – Как вы думаете, почему рассказы Н. Носова не стареют? – Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках? Учитель: Послушайте инсценировку стихотворения Ильиной «Две книжки». Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрёпанная. Однажды встретились две книжки, Разговорились меж собой. – Ну, как твои делишки? – Одна спросила у другой. – Ох, милая, мне стыдно перед классом. Хозяин мой обложки вырвал с мясом! Да что обложки… Оборвал листы! Из них он делает кораблики, плоты и голубей… Боюсь, листы пойдут на змей, Тогда летать мне в облаках! А у тебя целы бока? – Твои мне не знакомы муки, Не помню я такого дня, Чтобы, не вымыв чисто руки, Сел ученик читать меня! Зато и я учу не как-нибудь, а на «отлично»! – Ну, мой на тройки едет еле-еле И даже двойки получил на той неделе. Учитель: И в этом нет загадки: «Расскажут напрямик и книжки, и тетрадки, какой ты ученик». Знайка: Знаете, раньше при бане книги выдавали, чтобы человек не брался за книгу грязными руками. Надеюсь, вы так не обращаетесь с книгами? Пусть наши книги надолго сохраняться, даже после того как мы их прочитали. 1 ученик. Пока книга сделается книгой Огромный путь она пройти должна. И столько знаний требуется разных, Труда, забот, чтоб родилась она. 2 ученик Я к вам обращаюсь, дети, Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума. 3 ученик. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум. Книги помогают преодолеть трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книг, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой. Учитель: Но вот, Незнайка, мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Ученики показали хорошие знания, талант. Самых активных участников, мы отметим грамотами. А теперь посмотрите, какая получилась у нас книга по творчеству Н. Носова. Это книга – сюрприз. Здесь собраны все ваши работы, рисунки, стихи, кроссворды и сочинения. Презентация «Книги» в Книгограде. Подведение итогов. Учитель: Вам понравилось наше мероприятие? Кто доволен своей работой, знаниями? Чьи работы, выступления вам больше всего понравились? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? Участникам команд и активным болельщикам вручили книги. Вручение грамот учащимся (под музыку). «Лучший рисунок» «Книжка-малышка» «Знайке» «Юному поэту» «Лучший актер» «Лучший чтец» | |
Категория: Разработки уроков | Добавил: savchenko-ta (15.03.2009) | |
Просмотров: 13801 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/7 | |
Всего комментариев: 8 | |||||||||
| |||||||||