Каталог статей
Главная » Статьи » Методика преподавания |
Программа коррекционно-развивающей работы по развитию внимания младших школьников с задержкой психического развития в процессе формирования
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания. Коррекционная программа включает задания и упражнения: • по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере; • на работу с эмоционально мотивационной сферой; • ориентацию в пространстве тела; • ориентировку в пространстве «от себя»; • отвлечённую ориентировку в пространстве; • пространственную ориентировку в плане; • пространственную ориентировку в листе бумаги; • на обучение самоконтролю; • на самоконтроль в процессе планирования деятельности; • на развитие произвольности; • на развитие свойств внимания. Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности. При организации коррекционной работы мы опирались на следующие принципы коррекции: • принцип коррекции сверху вниз, учёт зоны ближайшего развития. В нашей программе он проявляется в том, что мы используем разноуровневые задания, предусматривающие оказание дозированной помощи со стороны взрослого, изменение количества заданий, игр на конкретном занятии, исходя из динамики работы детей; • принцип коррекции снизу вверх. В нашей программе это нашло отражение в наличии упражнений, заданий, нацеленных на тренировку уже имеющихся психических способностей; • принцип системности развития психической деятельности. Он отражен в наличии системы коррекционно-профилактических и развивающих заданий, профилактики отклонений в поведении через развитие произвольной регуляции; • деятельностный принцип коррекции. Особое внимание на занятиях уделяли продуктивным видам деятельности, которые имеют широкий спектр развития возможностей: речь, моторика. Учитывалась также деятельность личностно-значимая для детей, в частности игровая, способствующая формированию учебной деятельности; • принцип нормативности. При формировании целей коррекционной работы, мы учитывали следующие характеристики: • особенности социальной ситуации развития детей; • уровень сформированности психических новообразований; • уровень развития деятельности. Также мы ориентировались на индивидуальную норму развития, которая позволяла оптимизировать развитие конкретных детей с учетом их индивидуальности (темп, личные особенности). Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объёма. Предмет психокоррекции: свойства внимания. Объект психокоррекции: внимание младших школьников с ЗПР. Объём программы рассчитан на 8 часов. Всего 20 занятий при частоте встреч – пять раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 30 минут. Задачи программы: – развитие сенсорного внимания; – развитие слухового внимания; – развитие моторно-двигательного внимания; – повышение познавательного интереса. Форма работы: индивидуально-групповая. 2. Структура коррекционно-развивающей программы Занятие №1 №1. Игра «Ручеек». Цель: психогимнастика. Время: 3 мин. №2. Игра «Бабочки». Цель: ощутить своё тело (степень его свободы) и возникающие эмоции. Время: 5 мин. №3. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие сенсорного внимания, объёма внимания. Оборудование: карточка каждому ребёнку. Время: 3 мин. №4. Мышонок. Цель: развитие пространственных представлений; развитие координации движений. Время: 5 мин. №5. Выкладывание из мозаики по образцу. Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки. Оборудование: мозаика каждому ребёнку. Время: 4 мин. Всего 20 мин. Занятие №2 №1. Игра «Дружба начинается с улыбки». Цель: снижение эмоционального напряжения. Время: 3 мин. №2. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие активного внимания. Оборудование: музыкальный инструмент или аудиозапись. Время: 3 мин. №3. Конструирование «Грузовая машина». Цель: формирование у детей умения использовать в ходе принятия задания поэтапную предметную модель. Оборудование: спичечные коробки, цветная бумага, клей. Время: 5 мин. №4. Игра «Кто летает?». Цель: развитие моторно-двигательного внимания. Время: 4 мин. №5. У дяди Абрама. Цель: закрепление представлений о правой и левой стороне собственного тела, развитие внимания. Время: 5 мин. Всего 20 мин. Занятие №3 №1. Игра «Ручеек». Цель: психогимнастика. Время: 3 мин. №2. Задание «Найди 5 отличий». Цель: развитие произвольного внимания и переключения внимания. Оборудование: карточка каждому ребёнку. Время: 5 мин. №3. Игра «По новым местам». Цель: развитие моторно-двигательного внимания. Оборудование: мел. Время: 5 мин. №4. Игра «Найди свой дом». Цель: составление геометрических фигур из данных. Оборудование: геометрические фигуры. Время: 7 мин. №5. Игра «Узнай по голосу». Цель: развитие слухового внимания. Оборудование: платок. Время: 5 мин. Всего 25 мин. Занятие №4 №1. Игра «Путаница». Цель: психогимнастика. Время: 3 мин. №2. Буги-вуги. Цель: развитие координации движений, внимания, развитие скоординированного функционирования действий и речи. Время: 5 мин. №3. Зеркало. Цель: развитие внимания, чувства эмпатии. Оборудование: зеркало. Время: 3 мин. №4. Найди два одинаковых предмета. Цель: развитие сенсорного внимания, объёма. Оборудование: карточка. Время: 4 мин. №5. Ручной труд «Сова». Цель: формирование действий самоконтроля. Оборудование: пластилин, цветная бумага. Время: 5 мин. Всего 20 мин. Занятие №5 №1. Игра «Ручеек». Цель: психогимнастика. Время: 3 мин. №2. Выкладывание из палочек по образцу. Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики. Оборудование: образец и палочки. Время: 5 мин. №3. «Что вверху – что внизу». Цель: познакомить детей с вертикальной организацией тела. Время: 5 мин. №4. Колокол. Цель: дифференциация правой и левой стороны тела. Время: 3 мин. №5. Задание «Найди 5 отличий». Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: карточка каждому ребёнку. Время: 4 мин. Всего 20 мин. Занятие №6 №1.Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие активного внимания. Оборудование: музыкальное сопровождение. Время: 3 мин. №2. Игра «Пожалуйста». Цель: уточнить схему собственного тела, указать местоположение предметов в пространстве относительно себя. Время: 5 мин. №3. Игра «Будь внимателен». Цель: стимулировать внимание, развивать скорость реакции. Оборудование: магнитофон. Время: 5 мин. №4. Карандаш между пальцами. Цель: развитие навыков быстрого реагирования, внимания, тонкой моторики, цветового гнозиса. Оборудование: цветные карандаши. Время: 7 мин. №5. Задание «Найди все отличия». Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: карточки каждому ребёнку. Время: 5 мин. Всего 25 мин. Занятие №7 №1. Игра «Ручеек». Цель: психогимнастика. Время: 3 мин. №2. Выкладывание из палочек по образцу. Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки. Оборудование: образец и палочки. Время: 5 мин. №3. «Моя левая рука, моя правая рука…». Цель: находить у себя правые и левые части тела. Время: 5 мин. №4. Аппликация «Дед Мороз». Цель: формирование самоконтроля в процессе планирования изображения. Оборудование: цветной картон, трафареты. Время: 7 мин. №5. Игра «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, координации слухового анализатора. Время: 5 мин. Всего 25 мин. Занятие №8 №1. Игра «Передай клубочек». Цель: снять скованность, напряжение в общении. Оборудование: клубочек. Время: 3 мин. №2. Лепка «Лиса идёт». Цель: формирование действий самоконтроля в ходе выполнения задания. Оборудование: пластилин, графический план-схема. Время: 10 мин. №3. «Найди пару». Цель: помочь ребёнку понять симметричность тела. Время: 5 мин. №4. Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие мышления и объёма внимания. Время: 5 мин. №5. Игра «Совушка– сова». Цель: формирование внимания, воспитание выдержки. Время: 2 мин. Всего 25 мин. Занятие №9 №1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие активного внимания. Оборудование: музыкальное сопровождение. Время: 3 мин. №2. Выкладывание из мозаики по образцу. Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки. Оборудование: мозаика. Время: 5 мин. №3. «Встань так, как я скажу». Цель: научить ребёнка находить местоположение других детей по отношению к себе (спереди – сзади). Время: 10 мин. №4. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие активного внимания. Оборудование: музыкальные инструменты. Время: 5 мин. №5. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: карточки. Время: 2 мин. Всего 25 мин. Занятие №10 №1. Игра «Мальчик (девочка) – наоборот». Цель: развивать произвольный контроль за своими действиями. Время: 5 мин. №2. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие зрительного внимания. Оборудование: карточки каждому ребёнку. Время: 3 мин. №3. «Угадай, что загадали». Цель: сформировать умение правильно организовать предметы в пространстве на основе отождествления себя с центром. Время: 7 мин. №4. Занятие по рисованию: «Дома на нашей улице». Цель: формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения рисунка на основе вербальной инструкции. Время: 10 мин. Всего 25 мин. Занятие №11 №1. Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания. Оборудование: музыкальное сопровождение. Время: 3 мин. №2. «Что меня окружает?». Цель: помочь ребёнку осознать своё положение среди предметов учебной комнаты. Время: 7 мин. №3. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания. Время: 5 мин. №4. Нанизывание бусинок по образцу. Цель: развитие концентрации и объёма внимания. Оборудование: образец, бусинки. Время: 5 мин. №5. Игра «Воробьи и вороны». Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Время: 5 мин. Всего 25 мин Занятие №12 №1. Игра «Ручеек». Цель: психогимнастика. Время: 3 мин. №2. «Смешанный лес». Цель: развитие наблюдательности, распределения внимания. Оборудование: карточки. Время: 3 мин. №3. Занятие по рисованию «Птичье новоселье». Цель: учить детей оценивать качество изображения, исходя из способов его выполнения. Оборудование: краски. Время: 10 мин. №4. Срисовывание по клеточкам. Цель: развитие концентрации, объёма внимания, мелкой моторики руки. Время: 4 мин. №5. «Что изменилось?». Цель: запомнить пространственные отношения между предметами, увидеть разницу. Время: 5 мин. Всего 25 мин Занятие №13 №1. Упражнение «Ожерелье». Цель: снять психо-эмоциональное напряжение. Время: 3 мин. №2. Выкладывание из палочек по образцу. Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки. Оборудование: образец и палочки. Время: 5 мин. №3. «Караси и щука». Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, удерживать в памяти задание. Время: 5 мин. №4. Задание «Кто забил гол?». Цель: развитие наблюдательности. Оборудование: карточки каждому ребёнку. Время: 5 мин. №5. Игра «Справа, справа от меня есть одно местечко». Цель: формирование понятий «справа – слева», «спереди – сзади». Время: 5 мин. №6. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания. Время: 2 мин. Всего 25 мин. Занятие №14 №1. Упражнение «Слушай команду». Цель: развитие активного внимания. Оборудование: музыкальное сопровождение. Время: 3 мин. №2. Игра «Море волнуется». Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Время: 5 мин. №3. Упражнение «Витрина магазина». Цель: развитие объёма внимания и наблюдательности. Оборудование: карточки. Время: 2 мин. №4. Игра «Зайцы и волк». Цель: научить детей ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами при быстром темпе движения. Время: 5 мин. №5. Задание «Найди парные носочки». Цель: развитие распределения и объёма внимания. Оборудование: карточки. Время: 3 мин. №6. Поменяйтесь местами те, кто… Цель: развитие внимания, повышение скорости реакции. Время: 7 мин. Всего 25 мин. Занятие №15 №1. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие активного внимания. Оборудование: музыкальные инструменты. Время: 3 мин. №2. Упражнение «Кого испугался охотник?». Цель: развитие объёма и устойчивости внимания. Оборудование: карточки. Время: 2 мин. №3. Игра «Лицо». Цель: развитие внимания и его свойств: концентрации и объёма. Время: 3 мин. №4. Игра «По новым местам». Цель: развитие моторно-двигательного внимания. Время: 5 мин. №5. «Игрушка сломалась». Цель: научить ребёнка ориентироваться в частях одной игрушки. Время: 7 мин. №6. Игра «Зеваки». Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: бубен, магнитофон. Время: 5 мин. Всего 25 мин. Занятие №16 №1. «Ручеёк радости». Цель: психогимнастика. Время: 3 мин. №2. Задание «Корова Маня и её хозяйка». Цель: развитие устойчивости внимания. Оборудование: карточки. Время: 3 мин. №3. Игра «Кто летает?». Цель: формирование внимания. Время: 5 мин. №4. Игра «Найди игрушку». Цель: развитие устойчивости и объёма внимания. Оборудование: игрушки. Время: 5 мин. №5. «Ты мне – я тебе». Цель: актуализировать в памяти детей предлоги и наречия, относящиеся е пространственной ориентировке. Время: 4 мин. №6. Срисовывание по клеткам. Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки. Время: 5 мин. Всего 25 мин. Занятие №17 №1. Упражнение «Танец огня». Цель: снятие психо-эмоционального напряжения. Время: 3 мин. №2. Лепка «Домик для куклы». Цель: Формирование у детей действия самоконтроля в ходе выполнения задания. Оборудование: пластилин. Время: 10 мин. №3. Задание «Найди двух одинаковых животных». Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: карточки. Время: 2 мин. №4. Игра «Пляшущие человечки». Цель: развитие внимания основных свойств этого процесса. Оборудование: цветные карандаши. Время: 10 мин. Всего 25 мин. Занятие №18 №1. Игра «Дискотека кузнечиков». Цель: психогимнастика. Время: 3 мин. №2. Задание «Что где лежит?». Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: карточки. Время: 3 мин. №3. Игра «Танграм». Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах. Оборудование: образец и детали в натуральную величину. Время: 7 мин. №4. «Кукла Маша мебель купила». Цель: научить детей ориентироваться в пространстве на основе плана. Оборудование: макет комнаты. Время: 7 мин. №5. Игра «Разведчики». Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений. Время: 5 мин. Всего 25 мин. Занятие №19 №1. «Солнышко». Цель: психогимнастика. Время: 3 мин. №2. Задание «Найди дорожку». Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: карточки. Время: 2 мин. №3. Игра «Больше, длиннее и короче». Цель: формирование умения отделять форму понятия от содержания. Время: 3 мин. №4. «Геометрические фигуры». Цель: научить детей ориентироваться в пространстве листа, вспомнить названия геометрических фигур. Время: 5 мин. №5. Задание «Найди тень». Цель: развитие наблюдательности. Оборудование: лист каждому ребёнку. Время: 2 мин. №6. Игра «Говори наоборот». Цель: развивать внимание, связную речь. Время: 5 мин. №7. Игра «Что ты видишь на картине?». Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, логического мышления, творческого воображения, развитие связной речи, самоконтроля. Оборудование: картинки. Время: 10 мин. Всего 30 мин. Занятие №20 №1. Игра «Чунга- чанга ». Цель: снятие психо-эмоциального напряжения. Время: 3 мин. №2. Задание «Нарисуй круг и треугольник». Цель: тренировка распределения внимания. Оборудование: два острых карандаша каждому ребёнку. Время: 2 мин. №3. Игра «Съедобное–несъедобное». Цель: формирование внимания. Оборудование: мяч, мел. Время: 7 мин. №4. Задание «Быстрее нарисуй». Цель: развитие умения переключать внимание. Оборудование: лист каждому ребёнку. Время: 3 мин. №5. «Столовые приборы». Цель: развитие мелкой моторики и умения соотносить понятия «справа – слева» относительно одного предмета. Время: 5 мин. №6. Игра «Кто знает, пусть дольше считает». Цель: Развитие слухового внимания, развитие мышления, закрепление умения считать. Оборудование: мяч. Время: 10 мин. Всего 30 мин. Таким образом, программа коррекционно-развивающей работы по развитию внимания младших школьников с ЗПР в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции строится с учётом общих закономерностей психического развития ребёнка, современных принципов коррекционно-развивающей работы. В целом, решаемые с помощью программы задачи в рамках основной цели – развития внимания младших школьников с ЗПР в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции – будут способствовать: • овладению ребёнком в процессе обучения собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, регулятивным, операционным); • формированию действий самоконтроля; • развитию пространственной ориентировки; • развитию познавательных процессов; • расширению словарного запаса, систематизации своих представлений о пространственных категориях речи. | |
Категория: Методика преподавания | Добавил: savchenko-ta (20.01.2009) | |
Просмотров: 22446 | Комментарии: 35 | Рейтинг: 4.5/11 | |
Всего комментариев: 6 | |||||||
| |||||||